Русский
 
byn
Br

Батик

29 Май 2013
1


Батик — роспись на ткани, при которой используются составы, «резервирующие» жидкую краску на участке, ограниченном контуром рисунка. Техника родом из Индонезии, однако со времен зарождения претерпела ряд изменений и в наши дни оформилась с особый вид декоративно-прикладного искусства.

В целом, батик — универсальная техника. Она может служить для создания самодостаточных произведений искусства — картин, панно, для оформление одежды, аксессуаров, предметов быта.

Сегодня можно различить два основных вида батика — горячий и холодный.

Горячий батик ближе к исконной технике. В качестве резерва используют расплавленный воск, сегодня — еще и парафин.

По-сути, слово «batik» в переводе с индонезийского означает «капля воска на хлопке». Традиционный батик создавали по тому же принципу, что и писанки: то есть, ткань поочередно окрашивали в чанах с красками разных цветов, от темного к светлому, защищая каждый отдельный слой рисунка воском. Современные мастера не всегда придерживаются канонов — временами воском наносят лишь контур, раскрашивая рисунок кистью и не используя наслоение цветов. Горячий батик лучше всего использовать для оформления хлопчатобумажных тканей.



Холодный, или европейский батик — это современная вариация на тему старинной техники, которая развивалась на протяжении 20 века. Фоном для росписи в основном становится шелк, в качестве резерва используют специальные химические составы — прозрачные либо разноцветные. Они бывают двух видов — резиновые контуры в тюбиках с удлиненным носиком (похожие на витражные контуры), либо жидкие резервы на основе бензина, которые наносят при помощи стеклянной трубочки с тонким носиком. Бензиновые резервы могут быть покупными, но некоторые мастера готовят их самостоятельно.



Преимущества холодного батика: он позволяет делать более тонкий, изящный и детализированный рисунок. Вместе с тем, химические резервы (особенно бензиновый) проигрывают воску, так как часто пропускают краски. Восковой контур горячего батика более надежный — но, в то же время, он временами грубее, заметней на поверхности ткани.

Помимо холодного и горячего батика существуют также техники с механическим резервированием, которые позволяют создавать ткани с абстрактными, спонтанными рисунками. Это — японская техника «сибори» и узелковая техника «бандан». Нужного эффекта тут достигают при помощи складывания и перевязывания ткани, либо поочередного завязывания на ней узелков. Эти приемы ограничивают краску в определенном участке, а также создают интересный градиент цветов. Техники с механическим резервированием можно использовать при создании фона для холодного и горячего батика или свободной росписи.

Для различных видов батика используют в основном анилиновые красители. Иногда их разбавляют соляным раствором, что дает интересный эффект свободной росписи, похожий на акварель.

История

Горячий батик как таковой — старинная техника родом из Индонезии, в частности, более всего известны мастера с острова Ява. Впрочем, ткани, оформленные аналогичным способом, были распространены в древнем Шумере и Египте, в Индии, на Шри-Ланке, в Китае, некоторых африканских и южноамериканских странах.



Европейская традиция батика, в том числе — техника холодной резервируемой росписи, развивалась с начала 20 века. Во многом этому способствовало развитие авангардных направлений в искусстве — в поисках новых художественных форм и выразительных средств мастера обращались к традиционным промыслам народов мира.



В СССР, а после — в нынешнем постовестком пространстве, батик и сходные с ним виды росписи по ткани совершенствовались наравне с другими техниками декоративно-прикладного искусства. Этому способствовало обилие профильных ВУЗ-ов — в частности, хорошая школа текстильной росписи сформировалась в Львовской академии искусств. Новая волна популярности батика возникла уже в 2000-х годах, отчасти — благодаря расширившемуся рынку качественных художественных материалов.

Обучение

Батик — довольно сложная техника, которую скорее можно отнести к искусству, нежели в хендмейду. Для того, чтоб полноценно проявить себя в этом виде искусства, нужно обладать довольно развитыми художественными навыками и познаниями. В частности, очень важны базовые принципы композиции и колористики, понимание основ стилизации. Без этих познаний удастся проявить себя разве что в простейших техниках узелкового батика.

Сложной является и технология батика — как горячего, так и холодного. Нужно хорошо разбираться с свойствах красок, текстиля, резервных составов, которые используются в работе. В обратном случае будут возникать проблемы, самые распространенные из которых: краска, которая выходит за пределы резервируемого контура; неравномерное наложение контуров резервом; пожухшие цвета росписи.



Тем, кто непременно хочет овладеть техникой батика и преуспеть в ней, стоит акцентировать внимание на двух аспектах своего обучения: художественной теории и технологии росписи. Ликбез можно проводить посредством живых, онлайн или видео мастер-классов, покупать соответствующую литературу. Кстати придутся старые учебники по изобразительному искусству, так как они в доступной форме преподносят необходимые азы (уже упомянутая композиция, колористика и т.п). Не лишним будет и посещение хобби-курсов по рисованию.

Расходы и доход

Батик — дорогая техника, причем это касается как и затрат на материалы, и цены изделий на рынке. Качество работ в данном случае играет ключевую роль, их уровень раскрывает мастера не только как дотошного исполнителя, но и как художника — что увеличивает стоимость работ.

Базовый набор для батика: ткань (натуральный шелк или качественная синтетика для холодного или хлопок для горячего), анилиновые краски, резервы (резиновые контуры, жидкий бензиновый резерв, воск или парафин), кисти, инструмент для нанесения резерва. Выбор последнего зависит от вида росписи. Для холодного батика необходима специальная трубочка, на конце которой находится круглый резервуар-колба, оканчивающийся тонким изогнутым носиком. Для горячего подойдет металичечкая воронка с тонким отверстием на конце, либо писачок — инструмент, который используют для создания писанок. Стоит также сказать, что для батика нужно выбирать качественные кисти, с мягким, желательно — натуральным ворсом.





На материалах отчасти можно сэкономить: вместо специальных наборов для батика покупать недорогие анилиновые красители в порошке, самостоятельно готовить резерв на основе бензина. Но для этого нужно в совершенстве овладеть техникой, разбираться во всех ее нюансах: то есть, человек, который может умалить расходы на сырье, ранее потратил средства, время и усилия на обучения и развитие. Также стоит сказать, что приготовление бензинового резерва — процесс длительный, сложный, неприятный и вредный для здоровья. Мало того — он не всегда себе оправдывает, так как при малейшей ошибке в пропорциях состав будет пропускать краску.

Технику батика можно использовать для создания декоративных панно, картин, либо материалов для прикладных вещей: одежды, предметов декора. Простейший пример — роспись платков и шарфов, красиво будут смотреться также легкие платья и юбки с росписью. В домашнем декоре элементы батика будут уместны на абажурах для ламп, ширмах.

Мастер, который сумел поднатореть этой сложной технике и вывести свои работы на высокий уровень, сможет окупить время и усилия. Важно лишь не спешить — ведь батик сложно отнести к числу дешевых безделок, которые раскупают на всех углах, он создан для ценителей, готовых заплатить достойную сумму за красивую вещь.







Комментарии
UserNotExist
23 Дек 2014, 21:21
Спасибо за статью - до батика еще не дошла, но очень хочется.
0
0
Ответить
Добавить комментарий
Чтобы продолжить, пожалуйста Войдите в систему
Вернуться к началу